Преимущества вездеходов BV-206 Лось
Надежная конструкция
Вездеход разрабатывался в 1960-х годах – и в его конструкции немало передового. Стеклопластиковые кабины с металлическими закладными и широким применением “сэндвичей” – решение, которое всерьез стало изучаться и осваиваться много позже. Стеклопластиковые кабины не гниют, не ржавеют – и у них отличная ремонтопригодность. Массивная хребтовая рама и мощные торсионные балки выполнены из высококачественной стали. Это явно не “нержавейка” – но нам попадались машины 1970-х годов – и на них не было даже признаков гниения и ржавчины.
Герметизированные кабины
Герметизированные кабины с расположением двигателя и АКПП внутри – вся грязь всегда остается снаружи. В те годы уже стандартное решение для иностранных внедорожных машин таких габаритов – но в СССР в то время считали, что герметизировать надо двигатель и прочие агрегаты, а водитель может и по пояс в воде и грязи посидеть, потерпеть. Небольшие вездеходы с герметизированными кузовами, в которых водитель работает в относительно комфортных условиях тогда только начинали тестовые пробеги.
Благодаря герметизированным кабинам, BV-206 уверенно держится на плаву, а при движении в болоте вся грязь остается снаружи.
Доступность основных узлов
Компоновка силовых агрегатов у BV-206 – как у УАЗ-а “буханки”: двигатель расположен между водителем и передним пассажиром. Разница в том, что силовой агрегат находится внутри герметизированного объема кабины, и отлично доступны без покидания оной. Провести оперативный ремонт без проблем можно в теплом пространстве. Также в герметизированном объеме находятся АКПП, тормоза, и вся электрика. Раздаточная коробка, и все, что следует за ней – уже снаружи.
Благодаря герметизированным кабинам, BV-206 уверенно держится на плаву, а при движении в болоте вся грязь остается снаружи.
Все преимущества гусеничного шасси в одном вездеходе
Hagglunds BV-206 изначально разрабатывался как гусеничный снегоболотоход, и не является чем-то вроде гусеничной модификации колесного автомобиля. Это позволило полноценно реализовать главное преимущество гусеничного движителя с торсионной подвеской – небольшую высоту, и огромное пятно контакта. Небольшая высота шасси обеспечила достаточную вместительность машины при небольшой собственной высоте. Садиться в вездеход, и выбираться из него не сложнее, чем в любом лифтованном джипе.
Сверхнизкое удельное давление на грунт
Гусеничное шасси само по себе обеспечивает огромное пятно контакта, а конструкторам BV-206 удалось вписать в вездеход гусеницы поистине гигантской ширины – общая ширина гусениц составляет 2/3 ширины машины. Получилась поистине уникальная машина. При габаритах и массе полноразмерного вездехода, удельное давление на грунт у BV-206 сверхмалое, свойственное больше снегоходам. Как следствие, “Лось” отлично себя чувствует на снегу и в болотах. Этот вездеход не оставляет после себя глубочайшей, не затягивающейся колеи – и не повреждает нежный растительный слой тундры. Ему не страшны разбитые, затопленные грязью лесовозные дороги – и сам он такие дороги не превращает в негодное к передвижению месиво. При этом “Лось” прекрасно идет по асфальтовым дорогам – и, в отличие от другой гусеничной техники, вреда асфальту от него не больше, чем от легкового автомобиля. Впрочем, правила дорожного движения запрещают езду гусеничной техники по асфальтовым дорогам.
Сверхширокие гусеницы BV-206 обеспечивают огромное пятно контакта, что гарантирует отличную проходимость машины
Амфибийность
Вездеход “Лось” способен плавать. Плавучесть обеспечивают герметизированные кабины, а безопасность на плаву – водоотливные помпы, люки в крыше передней секции, и большой люк в левом борту задней секции. Аварийный люк задней секции открывается внутрь, поэтому в случае затопления под водой открывается без проблем – а вот люки передней секции открываются наружу, и перед плаванием их следует открыть. Трюмные насосы производительностью до 90 л/мин., перед преодолением водоемов следует включить.
Движитель в воде – те же гусеницы.
Не следует считать амфибийный вездеход чем-то вроде катера. Как и любая амфибийная машина, BV-206 может преодолевать небольшие, спокойные водоемы. Попытки преодолеть реки с сильным течением, или поплавать при хорошем волнении закончатся затоплением машины.
BV-206 Лось – один из немногих вездеходов, способных плавать с полной загрузкой.
Вместительность
У “Лося” отличное соотношение собственной массы к полезной нагрузке. Не как у обычных машин, конечно – но и гораздо лучше, чем у любого “стального монстра”.
Формальная вместимость передней секции – 6 человек. По факту же комфортно в передней секции ездить вчетвером. Более того – при установке дизелей Cummins или Iveco мы намеренно демонтируем средний ряд сидений – передняя секция итак перетяжелена двигателем, АКПП, раздаткой, и всеми их системами, а дизельные двигатели и того тяжелее. Впрочем, называть эти дощечки сиденьями все равно слишком помпезно.
В задней секции формально размещаются до 16 человек – по факту комфортно, но все же “плечом к плечу” там можно усадить человек 9. А вот в плане груза задняя секция уверенно берет без малого две тонны. Впрочем, некоторые и по 5 тонн возили… Оставим это на их совести.
Инструкция BV-206 допускает перевозку до 200 кг груза на крыше задней секции. Этот вес ограничен физической прочностью крыши. Возить что-либо на крыше передней секции не разрешается – оба аварийных люка открываются наружу, и оказаться заваленным собственными вещами не очень приятно. Кроме того, передняя секция итак весьма нелегкая, так что её удел – водитель и три пассажира.
Инструкция BV-206 допускает буксировку прицепа массой до 2,5 тонн. Однако следует помнить, что под этим подразумевается стандартный армейский колесный прицеп для легкой техники. Вообще же подобные машины – весьма посредственные тягачи, да и никогда для этих целей всерьез не рассматривались. Мы рекомендуем все же использовать “Лося” как самостоятельный транспорт – благо и вместимость, и грузоподъемность это позволяют.
Удобство погрузки и разгрузки
В передней секции вездехода четыре полноценные двери, как в легковом автомобиле. никаких выступающих подножек, цепляющихся за все подряд, не требуется – их роль отлично выполняют гусеницы.
В задней секции габариты двери обеспечивают уверенную погрузку-разгрузку стандартной паллеты. Лавки сделаны вровень с нижним краем двери. Есть еще полноразмерная боковая дверь справа – огромная задняя дверь оставила ей вспомогательную роль.
Экстренное покидание машины обеспечивают два люка в потолке передней секции, и боковой люк в левом борту задней секции.
Комфорт
Несмотря на свою утилитарность и военные корни, BV-206 объективно комфортен и без всяческих “улучшений”. У него отличный обзор – не хуже, чем у обычных, “гражданских” машин. У него автоматическая коробка передач, “убить” которую можно или десятилетиями работы, или если задаться такой целью. У него привычный – вполне легкий – руль, и органы управления. Он вместителен – квадратные кабины обеспечивают максимум полезного объема.
Органы управления BV-206 просты и понятны любому, кто управлял обычной машиной с АКПП
Следствие широкого применения стеклопластика и “сэндвичей” – вездеход очень теплый. Впрочем, в случае применения вездехода для экспедиционных целей, дополнительное утепление задней секции не помешает – большая часть её стенок весьма тонкие, однослойный стеклопластик.